В сентябре в рамках деятельности Московской ассоциации  хостелов и мини-отелей (МАХиМО) прошла конференция, посвященная гостиничному бизнесу и туризму. Особое внимание хотелось бы уделить выступлению Ольги Пасько, в котором спикер рассказывает про основные нормативно-правовые требования к гостиницам и другим объектам размещения. Ольга является экспертом в области правового регулирования и представляет Центр сертификации при Московском государственном институте индустрии туризма Александра Сенкевича. Прежде всего ее выступление будет полезным для владельцев гостиничного бизнеса.

В начале своего выступления Ольга акцентирует внимание на том, что законодательство в области гостиничного дела в последние годы часто подвергается изменением.

Например, последние изменения в законодательстве каснулись следующего:
  • Рост НДС с 18% до 20%
  • Законодательный вакуум в сфере классификации гостиниц и иных средств размещения – Ликвидирован 16.02.2019г. Принятием Положения о классифицировании гостиниц (Постановление №158)
  • Санитарное законодательство в сфере НoReCa, требующее актуализации.
  • Федеральный закон от 18.04.2018 № 81-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (контрольная закупка товаров, работ, услуг)
  • Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 безопасности пищевой продукции – обязательное внедрение ХАССП в предприятие, реализующее кулинарную продукцию 
  • ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28 лекабря 2013 года №426-ФЗ
  • Постановление №447 от 14 апреля 2017 года «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов»

Однако 15 января была объявлена регуляторная гильотина Д.А. Медведева, где говориться о том, что к февралю 2020 года количество норм увеличится в 2 раза. Ольга Пасько считает, что эти изменения могут пойти на пользу гостиничному бизнесу только в том случае, если новые законопроекты будут сформулированы в соответствии с предложениями владельцев бизнеса. Отрасль будет развиваться значительно быстрее прежде всего при взаимодействии Бизнеса и Закона.

В настоящее время для гостиниц и хостелов отсутствуют утвержденные санитарные правила, проект СанПиН был разработан, но так и не был утвержден. Это существенно осложняет жизнь владельцам и управленцам средств размещения, так как отсутствуют строго определенные требования к гостиницам. Таким образом, при проверке средств размещения элементы, находящиеся в ней, разделяются и проверяются по существующим нормам в других категориях (например, при проверке стиральных машин выдвигаются требования для проверки прачечных, при проверке плит и столов — требования для ресторанов).

Что же делать собственникам гостиничного бизнеса до принятия новых норм? Ольга Пасько советует придерживаться принципов стандарта ИСО 22000:2018:

  • Ориентация на потребителя
  • Лидерство или, другими словами, компетентность руководителя
  • Вовлеченность персонала
  • Процессный подход
  • Постоянное улучшение
  • Принятие обоснованных решений
  • Управление взаимоотношениями
Рассмотрим список наиболее часто встречающихся нарушений, фиксируемых в объектах размещения.
  1. При установке кондиционеров должны браться пробы на возбудителя инфекции.
  2. Должна быть ежедневная дезинфекция, уборка (с ведением журнала).
  3. Инвентарь должен маркироваться. Точно так же это касается уборочного инвентаря, который должен храниться отдельно.
  4. В хостелах и отелях невозможно выполнить требование о раздельном хранении грязного и чистого белья, поэтому должен быть договор с прачечной.
  5.  Стирка в хостелах – запрещена. Можно, например, прачечные объекты заявлять как для нужд персонала.
  6.  В хостелах и отелях должно соблюдаться отдельно хранение чистой и грязной одежды персонала, проводиться медицинское обследование персонала. 
  7.  Необходимо размещать уголок потребителя, на котором представлены закон РФ «О защите прав потребителя», копия лицензии, адрес и телефон подразделения по защите прав потребителя, книга отзывов и предложений, копия свидетельства о регистрации 
  8. Гостям обязательно должно быть предоставлены кипяток, посуда, швейный набор, вызов мед. помощи, аптечка
  9. Должны быть знаки о запрете курения (например, в виде наклейки на входе)
  10. Ежедневный контроль продуктов в холодильнике (прежде всего продуктов гостей) При отравлении ответственность выложится на гостиницу (например, закрытие на 90 дней)

Проверки вышеперечисленных норм проводятся с периодичностью раз в три года (плановые проверки). Однако проверка также может быть проведена и внепланово (при согласовании с прокуратурой), например, при частых негативных отзывах в СМИ на гостиницу, либо прямых жалобах. Тем не менее, акт, выдаваемый после проверки можно опровергнуть в течении 15 дней. Однако практика показывает, что имеет смысл опровергать акты и подавать заявление в суд. Решения зачастую выносятся в пользу собственника отеля.

Необходимость ХАССП.

В заключение своего выступления Ольга рекомендует владельцам гостиничного бизнеса соблюдать принципы ХАССП. ХАССП – это прежде всего система управления пищевой безопасностью, контролем, аудитом. Не стоит относиться к ХАССП как к формальности. Этапы внедрения ХАССП следующие:

  • Создание политики безопасности
  • Создание рабочей группы по надзору за требованиями
  • Проведение аудита
  • Создание акта после проверки 
  • Знакомство собственника с проблемами на предприятии (с заключениями акта)
  • Оценка рисков и безопасностей (например, химических, физических, биологических)

Помимо контроля самой гостиницы, необходимо также позаботиться о персонале. Прежде всего в Трудовом договоре обязательно прописывать уровень опасности рабочего места. Уровень опасности определяется с помощью специальной оценки, которая проводится раз в 5 лет. Оценка проводится при укрупнении должностных позиций, а не для каждой существующей вакансии.

Получение паспорта безопасности.

Точно так же обязательным атрибутом объектов размещения также является паспорт антитеррористической безопасности. Процедура получения паспорта описана в Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2017 г. № 447 “Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов”. Постановление содержит 45 пунктов — однако все это обязательные требования к гостиницам.

В результате, важно помнить, что сфера гостеприимства – многогранный процесс, в котором нужно работать и постоянно улучшать качество сервиса и услуг!

Полное видео с выступления смотрите на нашем YouTube канале HostelPRO