В сентябре в рамках деятельности Московской ассоциации хостелов и мини-отелей (МАХиМО) прошла конференция, посвященная гостиничному бизнесу и туризму. Особое внимание хотелось бы уделить выступлению Ольги Пасько, в котором спикер рассказывает про основные нормативно-правовые требования к гостиницам и другим объектам размещения. Ольга является экспертом в области правового регулирования и представляет Центр сертификации при Московском государственном институте индустрии туризма Александра Сенкевича. Прежде всего ее выступление будет полезным для владельцев гостиничного бизнеса.
В начале своего выступления Ольга акцентирует внимание на том, что законодательство в области гостиничного дела в последние годы часто подвергается изменением.
Например, последние изменения в законодательстве каснулись следующего:
- Рост НДС с 18% до 20%
- Законодательный вакуум в сфере классификации гостиниц и иных средств размещения – Ликвидирован 16.02.2019г. Принятием Положения о классифицировании гостиниц (Постановление №158)
- Санитарное законодательство в сфере НoReCa, требующее актуализации.
- Федеральный закон от 18.04.2018 № 81-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (контрольная закупка товаров, работ, услуг)
- Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 безопасности пищевой продукции – обязательное внедрение ХАССП в предприятие, реализующее кулинарную продукцию
- ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28 лекабря 2013 года №426-ФЗ
- Постановление №447 от 14 апреля 2017 года «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов»
Однако 15 января была объявлена регуляторная гильотина Д.А. Медведева, где говориться о том, что к февралю 2020 года количество норм увеличится в 2 раза. Ольга Пасько считает, что эти изменения могут пойти на пользу гостиничному бизнесу только в том случае, если новые законопроекты будут сформулированы в соответствии с предложениями владельцев бизнеса. Отрасль будет развиваться значительно быстрее прежде всего при взаимодействии Бизнеса и Закона.
В настоящее время для гостиниц и хостелов отсутствуют утвержденные санитарные правила, проект СанПиН был разработан, но так и не был утвержден. Это существенно осложняет жизнь владельцам и управленцам средств размещения, так как отсутствуют строго определенные требования к гостиницам. Таким образом, при проверке средств размещения элементы, находящиеся в ней, разделяются и проверяются по существующим нормам в других категориях (например, при проверке стиральных машин выдвигаются требования для проверки прачечных, при проверке плит и столов — требования для ресторанов).
Что же делать собственникам гостиничного бизнеса до принятия новых норм? Ольга Пасько советует придерживаться принципов стандарта ИСО 22000:2018:
- Ориентация на потребителя
- Лидерство или, другими словами, компетентность руководителя
- Вовлеченность персонала
- Процессный подход
- Постоянное улучшение
- Принятие обоснованных решений
- Управление взаимоотношениями
Рассмотрим список наиболее часто встречающихся нарушений, фиксируемых в объектах размещения.
- При установке кондиционеров должны браться пробы на возбудителя инфекции.
- Должна быть ежедневная дезинфекция, уборка (с ведением журнала).
- Инвентарь должен маркироваться. Точно так же это касается уборочного инвентаря, который должен храниться отдельно.
- В хостелах и отелях невозможно выполнить требование о раздельном хранении грязного и чистого белья, поэтому должен быть договор с прачечной.
- Стирка в хостелах – запрещена. Можно, например, прачечные объекты заявлять как для нужд персонала.
- В хостелах и отелях должно соблюдаться отдельно хранение чистой и грязной одежды персонала, проводиться медицинское обследование персонала.
- Необходимо размещать уголок потребителя, на котором представлены закон РФ «О защите прав потребителя», копия лицензии, адрес и телефон подразделения по защите прав потребителя, книга отзывов и предложений, копия свидетельства о регистрации
- Гостям обязательно должно быть предоставлены кипяток, посуда, швейный набор, вызов мед. помощи, аптечка
- Должны быть знаки о запрете курения (например, в виде наклейки на входе)
- Ежедневный контроль продуктов в холодильнике (прежде всего продуктов гостей) При отравлении ответственность выложится на гостиницу (например, закрытие на 90 дней)
Проверки вышеперечисленных норм проводятся с периодичностью раз в три года (плановые проверки). Однако проверка также может быть проведена и внепланово (при согласовании с прокуратурой), например, при частых негативных отзывах в СМИ на гостиницу, либо прямых жалобах. Тем не менее, акт, выдаваемый после проверки можно опровергнуть в течении 15 дней. Однако практика показывает, что имеет смысл опровергать акты и подавать заявление в суд. Решения зачастую выносятся в пользу собственника отеля.
Необходимость ХАССП.
В заключение своего выступления Ольга рекомендует владельцам гостиничного бизнеса соблюдать принципы ХАССП. ХАССП – это прежде всего система управления пищевой безопасностью, контролем, аудитом. Не стоит относиться к ХАССП как к формальности. Этапы внедрения ХАССП следующие:
- Создание политики безопасности
- Создание рабочей группы по надзору за требованиями
- Проведение аудита
- Создание акта после проверки
- Знакомство собственника с проблемами на предприятии (с заключениями акта)
- Оценка рисков и безопасностей (например, химических, физических, биологических)
Помимо контроля самой гостиницы, необходимо также позаботиться о персонале. Прежде всего в Трудовом договоре обязательно прописывать уровень опасности рабочего места. Уровень опасности определяется с помощью специальной оценки, которая проводится раз в 5 лет. Оценка проводится при укрупнении должностных позиций, а не для каждой существующей вакансии.
Получение паспорта безопасности.
Точно так же обязательным атрибутом объектов размещения также является паспорт антитеррористической безопасности. Процедура получения паспорта описана в Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2017 г. № 447 “Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов”. Постановление содержит 45 пунктов — однако все это обязательные требования к гостиницам.
В результате, важно помнить, что сфера гостеприимства – многогранный процесс, в котором нужно работать и постоянно улучшать качество сервиса и услуг!