В сегодняшней статье опубликуем выступление Ильи Попова — представителя компании Альтер Инвест. Илья оказывает консультационные услуги по покупке готового бизнеса. Опыт работы — более 5 лет. Именно поэтому Илья знает все о том, как осуществить выгодную сделку и избежать ошибки при покупке готового бизнеса. На счету Ильи более 50 удачно проданных ресторанов, отелей и хостелов.
Готовый бизнес или бизнес с нуля?
В самом начале своего пути предприниматели сталкиваются с вопросом о том, какой же бизнес эффективнее вести: с нуля или приобрести готовый? Хочется вложить душу и создать собственный проект, с изюминкой, но часто это бывает не под силу начинающим.
Во-первых, бизнесу с нуля придется посвятить все силы. На поиск помещение понадобится от 2 до 6 месяцев, на ремонт до 4 месяцев, кроме того прибыль бизнес начнет приносить только через 3-5 лет.
Во-вторых, бизнес — это не просто комплекс из зданий и сооружений, это нематериальный актив с уже сформированными отзывами и репутацией. Для того, чтобы сформировать нематериальный актив из бизнеса с нуля нужна масса времени.
В-третьих, бизнес с нуля — высокий риск. Ошибки при покупке готового бизнеса удастся избежать, ведь кто-то их уже совершил. Взвесить все плюсы и минусы при покупки можно самостоятельно, а можно прибегнуть к помощи специалистов.
Работа Консалтинговых компаний
Работа консалтинговых компаний очень сложна, так как на рынке присутствует только 10% качественных вариантов для покупки. Их и должен отобрать и найти брокер. В начале своей работы брокер оговаривает с заказчиком все требования к бизнесу и предлагает ему 3-5 вариантов для покупки. Затем проводится финансовый и хозяйственный анализ и остается только 1 наиболее выгодный вариант. Только после детальной процедуры отбора брокер приступает к процедуре сделки (составляет договор купли-продажи, беседует с собственником помещения).
Итак, на что же советуют обратить внимание брокеры при покупке готового бизнеса:
- Сумма инвестиций (сумма сделки) указана четко и без плавающих границ.
- Значения рентабельности в пределах от 30% до 70% и окупаемости от 1,5 до 4-х лет. Помните, что слишком низкое значение окупаемости должно вас насторожить как покупателя. Если хостел окупается менее, чем за 1 год, то возможно в сделке есть подводные камни (например, короткий срок договора аренды).
- Проанализируйте все возможные риски. Чаще всего риски связаны с помещением арендодателя (возможно, арендодатель против перепланировки или соседство слишком агрессивно относится к бизнесу).
- Позаботьтесь о грамотном сопровождении сделки. В качестве консультанта может выступать специализированная компания.
Илья Попов рекомендует покупать готовым именно гостиничный бизнес. Аргументы спикер приводит следующие:
- Гостиничный бизнес не имеет срока годности и всегда будет иметь высокий спрос на рынке. Путешественники, командировочные и гости — будут всегда, поэтому проблема с отсутствием жилья — всегда актуальна.
- Перспектива ПОЛУавтономности. Гостиничный бизнес требует участия собственника, но менее значимого, чем в ресторанном или производственном. Однако для достижения полу автономии собственник должен проделать огромную работу и наладить все внутренние процессы.
- Прозрачность. Гостиницу легче проверить и оценить по стоимости, чем, например, ресторан.
- Стабильный восходящий тренд. Поток клиентов постоянно увеличивается и спрос растет.
В дополнении к выступлению спикера.
Выступление Ильи Попова очень полезно, но есть еще некоторые нюансы, которые важно учесть.
- Не смотря на все вышеперечисленные преимущества при покупке гостиничного бизнеса только 20-30% сделок успешны. В большинстве случаев предприниматели не могут справиться с бизнесом и перепродают его во второй раз.
- Хостелами и отелями нужно заниматься ПОСТОЯННО, а не только на старте. Дело в том, что отрасль постоянно меняется. Например, в силу вступают поправки в законодательстве, на которые предприниматель должен своевременно реагировать.
- Восходящий тренд — не совсем точное определение ситуации на рынке. Объемы спроса растут одновременно с объемами предложения, а поэтому рынок высококонкурентный. Идет настоящая борьба за лояльность клиента, которая должна сопровождаться повышением качества услуг.
- Илья Попов как сотрудник консалтинговой компании настойчиво рекомендует использовать услуги агентов при покупки. Однако на этом можно сэкономить. Попробуйте при покупке использовать услуги индивидуального оценщика бизнеса. Это значительно сократит расходы.