В сегодняшней статье опубликуем выступление Ильи Попова — представителя  компании Альтер Инвест. Илья оказывает консультационные услуги по покупке готового бизнеса. Опыт работы — более 5 лет. Именно поэтому Илья знает все о том, как осуществить выгодную сделку и избежать ошибки при покупке готового бизнеса. На счету Ильи более 50 удачно проданных ресторанов, отелей и хостелов.

Готовый бизнес или бизнес с нуля?

В самом начале своего пути предприниматели сталкиваются с вопросом о том, какой же бизнес эффективнее вести: с нуля или приобрести готовый? Хочется вложить душу и создать собственный проект, с изюминкой, но часто это бывает не под силу начинающим. 

Во-первых, бизнесу с нуля придется посвятить все силы. На поиск помещение понадобится от 2 до 6 месяцев, на ремонт до 4 месяцев, кроме того прибыль бизнес начнет приносить только через 3-5 лет.

 Во-вторых, бизнес — это не просто комплекс из зданий и сооружений,  это нематериальный актив с уже сформированными отзывами и репутацией. Для того, чтобы сформировать нематериальный актив из бизнеса с нуля нужна масса времени.

В-третьих, бизнес с нуля — высокий риск. Ошибки при покупке готового бизнеса удастся избежать, ведь кто-то их уже совершил. Взвесить все плюсы и минусы при покупки можно самостоятельно, а можно прибегнуть к помощи специалистов.

Работа Консалтинговых компаний

Работа консалтинговых компаний очень сложна, так как на рынке присутствует только 10% качественных вариантов для покупки. Их и должен отобрать и найти брокер. В начале своей работы брокер оговаривает с заказчиком все требования к бизнесу и предлагает ему 3-5 вариантов для покупки. Затем проводится финансовый и хозяйственный анализ и остается только 1 наиболее выгодный вариант. Только после детальной процедуры отбора брокер приступает к процедуре сделки (составляет договор купли-продажи, беседует с собственником помещения).

Итак, на что же советуют обратить внимание брокеры при покупке готового бизнеса:
  • Сумма инвестиций (сумма сделки) указана четко и без плавающих границ. 
  • Значения рентабельности в пределах от 30% до 70% и окупаемости от 1,5 до 4-х лет. Помните, что слишком низкое значение окупаемости должно вас насторожить как покупателя. Если хостел окупается менее, чем за 1 год, то возможно в сделке есть подводные камни (например, короткий срок договора аренды).
  • Проанализируйте все возможные риски. Чаще всего риски связаны с помещением арендодателя (возможно, арендодатель против перепланировки или соседство слишком агрессивно относится к бизнесу).
  • Позаботьтесь о грамотном сопровождении сделки. В качестве консультанта может выступать специализированная компания.
Илья  Попов рекомендует покупать готовым именно гостиничный бизнес. Аргументы спикер приводит следующие:
  • Гостиничный бизнес не имеет срока годности и всегда будет иметь высокий спрос на рынке. Путешественники, командировочные и гости — будут всегда, поэтому проблема с отсутствием жилья — всегда актуальна.
  • Перспектива ПОЛУавтономности. Гостиничный бизнес требует участия собственника, но менее значимого, чем в ресторанном или производственном. Однако для достижения полу автономии собственник должен проделать огромную работу и наладить все внутренние процессы.
  • Прозрачность. Гостиницу легче проверить и оценить по стоимости, чем, например, ресторан.
  • Стабильный восходящий тренд. Поток клиентов постоянно увеличивается и спрос растет. 
В дополнении к выступлению спикера.

Выступление Ильи Попова очень полезно, но есть еще некоторые нюансы, которые важно учесть.

  1. Не смотря на все вышеперечисленные преимущества при покупке гостиничного бизнеса только 20-30% сделок успешны. В большинстве случаев предприниматели не могут справиться с бизнесом и перепродают его во второй раз.
  2. Хостелами и отелями нужно заниматься ПОСТОЯННО, а не только на старте. Дело в том, что отрасль постоянно меняется. Например, в силу вступают поправки в законодательстве, на которые предприниматель должен своевременно реагировать.
  3. Восходящий тренд — не совсем точное определение ситуации на рынке. Объемы спроса растут одновременно с объемами предложения, а поэтому рынок высококонкурентный. Идет настоящая борьба за лояльность клиента, которая должна сопровождаться повышением качества услуг.
  4. Илья Попов как сотрудник консалтинговой компании настойчиво рекомендует использовать услуги агентов при покупки. Однако на этом можно сэкономить. Попробуйте при покупке использовать услуги индивидуального оценщика бизнеса. Это значительно сократит расходы.
Полное видео смотрите на нашем YouTube канале HostelPRO