Часть 2.

Ранее мы публиковали статью с выступлением владельца сети отелей «Друзья» в Санкт-Петербурге Сергеем Моревым. По завершении конференции «Драйверы гостиничного бизнеса» нам удалось пообщаться с экспертом лично и задать ему дополнительные вопросы о том, как построить бизнес империю на хостелах.

Об изменениях в отрасли.

-Сергей, расскажите, какие изменения произошли в отрасли гостиничного бизнеса за последние годы? 

-Руководствуясь своим опытом, могу сказать, что финансовые показатели отрасли значительно упали: рентабельность бизнеса снизилась, прибыли сократилась в 2 раза за последние 7 лет. Это связано с различными факторами. Во-первых, раньше все платили наличными, а сейчас появилась комиссия за прием кредитных карт (2% с оборота). Во-вторых, усложнилась процедура миграционного учета (теперь нужно платить за каждый штампик). В-третьих, обязательными стали платные услуги охранные услуги Росгвардии. В четвертых, возросли расходы на Интернет, ведь теперь наличие Wi-Fi в хостелах и отелях привлекают посетителей. В пятых, вырос НДС с 18% до 20%.  Все вышеперечисленные факторы дают дополнительную нагрузку на бизнес.

Реклама и продвижение.

-Хотим узнать больше конкретно о Вашем бизнесе. В своем выступлении Вы говорили о том, как важно использовать соц. сети для продвижения. Скажите, кто занимается этим у Вас в компании? Кто пишет тексты на сайтах?

-В моем бизнесе нет специально отдела по продвижению. Чаще всего мы использует внешний найм по рекомендациям или через платформы. При этом нужно четко прописывать техническое задание для PR менеджера. Иногда тексты пишут сотрудники. Самым дорогим было написание текста для вакансии на hh.ru. Я заплатил 10000 рублей, однако это был действительно качественный текст. 

Управление персоналом.

-Кстати о сотрудниках. Скажите, а большая ли текучка в компании? Какая причина наиболее частая при увольнении?

-Из компании уходят редко и чаще всего я сам увольнял сотрудников, если работа выполняется некачественно. Причина увольнения — проявление неуважения и невнимания к гостям. Самая большая текучка среди операционного персонала. 

-А сколько персонала у Вас официально трудоустроены? Какие отделы выделяете? 

-У меня трудоустроены 40 человек. По отделам это бухгалтерия, администрация, обслуживающий персонал, программисты (занимаются разработкой и поддержкой информационной системы) и отдел продаж. 

Автоматизация.

-Да, Вы говорили о собственной информационной системе. Скажите, собираетесь ли продавать ее?

-Нет, не собираемся. Потому что слишком много сил ушло на ее создание и продажа будет невыгодна. Система уникальна и идеально подходит для нашей сети. Однако она может не подойти для других отелей. Кроме того на рынке уже и так достаточно предложений. 

Аренда помещения.

-Разделяю Ваше мнение о важности подбор помещения для аренды. Какие советы можете дать при переговорах с собственником? Можете привести конкретный пример. 

-Помню, мы подобрали помещение, которое нам идеально подходило, но ставка за кв. метр была высоковата (1000 рублей в месяц). Мы взяли перерыв, чтобы подумать над предложением, а арендодатель тем временем изучил нашу сеть и прочитал положительные отзывы. Ввиду хорошей репутации собственник сам с нами связался и предложил скидку в 15%. Таким образом, не торопитесь, берите время и анализируйте разные варианты. 

-На какой срок заключаете договора аренды?

-3 года не больше. Со ставкой  6-7%

Перспективы развития.

-Почему не планируете масштабирование дальше Санкт-Петербурга?

-Это занимает слишком много времени и сил. Гостиничный бизнес — не пассивный доход, его нужно постоянно контролировать лично. Также придется создавать управляющую компанию в других городах и организовывать кластеры, нанимать персонал, потому что очень затратно. Будет выходить в другие регионы разве что в формате франшизы.

-Кстати, я помню, что раньше у вас была презентация вашей франшизы. Почему она пропала с сайта?

-Были желающие, которые интересовались тем, как построить бизнес империю на хостелах. Однако они не доводили дело до конца, а только задавали много вопросов.

-В Питере еще есть место для развития?

-Не думаю, скорее всего в конечном итоге все придет к монополиям или олигополиям. Крупные сети поглощают маленькие отели и стартапы. В конце концов останется 2-3 представителя сегменты по каждой категории звездности. Конкуренция в бизнесе высокая, поэтому за конкурентами нужно следить, но ориентироваться я все же советую на собственные показатели и их динамику. 

Полное видео смотрите на нашем YouTube канале HostelPRO