Перед открытием бизнеса нужно понимать, как он устроен изнутри. Бизнес модель — отличный инструмент для понимания концепции, как в существующем, так и в действующем бизнесе. В сегодняшней статье расскажем про практическую сторону гостиничного бизнеса.

Итак, что такое бизнес модель? Какие бизнес-модели используются в отелях и хостелах?

Модель 1. Ценностное предложение.
  • Соотношение цена и качество. Прежде всего старайтесь адекватно оценить свой объект размещения.
  • Гибкая ценовая политика. Используйте, например, скидки и акции для гостей, разработайте систему лояльности. 
  • Индивидуальный подход. Запоминайте предпочтения гостя и делайте сюрпризы при его следующем визите.
  • Безопасное проживание и питание. Позаботьтесь о сохранности вещей гостя. Кроме того не забывайте следовать санитарным нормам.
  • Ощущение комфорта и уют. Сделайте все, чтобы гость чувствовал себя как дома. Продумайте детали интерьера и дополнительный декор в номерах.
  • Комплекс дополнительных услуг. Гостям могут понадобиться совершенно разные услуги, предусмотрите как можно больше вариантов сервиса.
  • Развитая инфраструктура. Позаботьтесь о госте не только внутри отеля: вы можете рассказать об интересных местах и мероприятиях рядом. 
Модель 2. Сегменты клиентов.

Разделение клиентов на группы помогает понять, какие гости посещают ваш отель. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что им интересно. Рассмотрим только несколько примеров сегментации:

  • Деловые люди — они приезжают в город, например, для участия в бизнес-конференции, либо в командировку. Редко бывают в номере, а все расходы им оплачивает компания.
  • Туристы — приезжают посмотреть город, интересуются всем, что их окружает.
  • Транзитные — останавливаются в городах ненадолго. Прежде всего рассматривают недорогие варианты вблизи аэропортов и вокзалов.
  • Семьи 
  • Пары
Модель 3. Каналы продаж.

Каналы продаж — способы реализации услуг размещения в номерах отеля. В каждом канале своя стоимость привлечения клиент и своя эффективность. Выделяют следующие каналы:

  • Системы бронирования — нужно использовать не только Booking.com. Кстати системы берут 15-20% от общей прибыли.
  • Отдел бронирования — ваши сотрудники не только отвечают на вопросы по исходящим звонкам, но и сами могут продавать.
  • Турагенства — это партнеры, которые предлагают путешественникам ваш отель при покупке тура.
  • Ресепшн — место, где гость может забронировать номер и на стойке администрации.
  • Сайт отеля — самостоятельное онлайн бронирования.
Модель 4. Ключевые доходы.

Важно понимать доходы и их объемы в разных разрезах деятельности отеля. Как можно структурировать доходы:

  • По видам услуг (например, доходы от питания, от размещения)
  • Сегменты клиентов
  • Каналам продаж
Модель 5. Ключевые затраты.
  • Заработная плата персонала. Данная статья составляет большую долю в общих расходах. Нужно платить сотрудникам больше, чем на рынке, чтобы не потерять их. 
  • Проценты за привлечение клиентов (например, на Booking.com). В последние годы эта статья также увеличивает свою долю. 
  • Обновление номерного фонда. Не забывайте покупать новую мебель и оборудование в отеле. Прежде всего закладывайте суммы на ремонт в бюджет. Величина затрат зависит от типа отеля и от сегмента, с которым работает отель.
  • Маркетинг. Можно продавать номера и услуги без использования платформ. Однако для этого не забывайте развивать сайт и группы в социальных сетях.
  • Расходные материалы.  
  • Коммунальные платежи. 
Модель 6. Ключевые ресурсы.
  • Высокий рейтинг на платформах по бронированию на сегодня ключевой показатель для выбора.
  • Количество звезд. На поддержание звезд нужны затраты, но они приносят более высокую прибыль собственнику.
  • Современный номерной фонд . Позаботьтесь не только об оборудовании и дизайне, но и о профессиональных фотографиях для размещения на сайте.
  • Узнаваемый бренд. Сетевые отели — более желанны, потому что имеют систему стандартов.
  • Грамотный и внимательный персонал — фактор успех . Потому что улыбки и быстрое решение проблем повышает лояльность гостя
  • Клиентская база. Сформируйте и структурируйте базу по сегментам. Это полезно, например, при рассылке уникальных предложений. 

Итак, бизнес модель помогает провести полный структурный анализ отеля или хостела. Определение типа в бизнес модели также поможет найти проблемы и решить их.