(Видео снято Школой хостельеров)

 Здесь не было ничего, это был огромный пустой зал. С другой стороны, это было и неплохо, потому что мы могли спокойно спланировать все вот эти, так, как получилось.
Как раз помещение очень неплохое. Здесь большой плюс – эта веранда на улице, так что нет никаких проблем с курением. Вышел на веранду за уютный столик с кофе, покурил и обратно.
23-го августа 4 года исполнилось. Соответственно, названия все обычно открываются перед сезоном, весной. Мы тоже по-другому открылись, в конце лета. Было запланировано количество квадратных метров, положенных на человека. В общем, стандартный размер. Единственно, что по площади не стандартный, потому что обычно 50 человек запихивают в 300 метров, а у нас 470. Причём, изначально идея была правильная, что это не перестроенная квартира, то, к чему обычно уже привыкли. Сделали нечто совершенно другое.
В том числе немаловажно то, что вот это всё соответствует текущему законодательству.
Артефакты, естественно, как всегда, это в основном приносят друзья, знакомые, отдают, дарят, газеты. Это лично мой фонд с чердака на даче, настоящие, советские. Причём, идея и дизайнерская, и экономическая, потому что идеально простая и дешёвая отделка: газеты и лак.
И иностранные гости даже иногда привозят такие вот штуки. А наоборот, недавно просили футболки всяческие, значочки, кружечки. Это Россия, ну, как водка, балалайка, ушанка, вот точно так же вот дедушка Ленин, самовар и так далее. Всем этим делом интересуются, надо уже фонд открывать, отдельно перевозить сюда экспонаты.
Плюс ещё, опять-таки, я сам люблю много ездить, путешествовать, и хотелось сделать место таким, куда бы я сам мог спокойно приехать, с удовольствием, не испытывать никакого дискомфорта.
Если здесь кухня, то это кухня, это не микроволновка и кулер, а это место, где я, опять же, я сам, я люблю готовить, я сам взял бы и с удовольствием готовил бы там. Посуда, вот посуда такая, какая мне нравится.
Номера, соответственно, тоже. Кровати, матрасы, бельё и так далее, и тому подобное. А люди, в общем, я думаю, просто оценивают вот такое к себе отношение.
Персонал у нас тоже относится к людям, в общем, как к своим друзьям.
У нас загрузка была всегда хорошая, исключая первый год, пока мы шишки набивали.
Если брать с самого начала, собственно, сдавали вообще зимой, пытались сдавать, помесячно, как квартиры. Это тоже было совершенно лишнее, не нужное. Мы, естественно, многому учились на практике, на ошибках каких-то, на опыте. Вот в частности этому. Никаких постоянных жильцов принципиально.
Объясняю почему. Приводит к следующему. Живут, живут люди постоянно, из них образуется некое устойчивое сообщество, которое начинает третировать вновь прибывших постояльцев. Элементарно: «Ты здесь не сиди, ты ложку сюда не клади, ты дверью не хлопай, лифт не вызывай».
 Дедовщина.
 Да, в чистом виде. И вот опытным путём было выяснено, что образуется это после 3-х недель проживания. Они начинают считать это своим домом.
К ним приехали какие-то гости, которые непонятно как себя ведут. Естественно, их это возмущает. Я уже думал, что если их оставлять на месяца 3-4, их начнёт раздражать персонал, что это они здесь вообще делают?
 У меня дома, да…
 В сезон загрузка практически 90%. Скажем так, Букинг прямыми продажами не переплюнуть, потому что его количество рекламы сравнимо рекламы в том же Яндексе и Гугле, Директ будет стоить гораздо больше, чем комиссия Букинга. А работает она только пока оплачиваешь, собственно, Директ, в отличие от Букинга, потому что Букинг сам оплачивает свою рекламу, и в сезон и не в сезон.
И соцсети, да, повторное. Как не странно, Авито, например, очень много. Собственно, даже собственный сайт, интернет, у нас по поисковым запросам вполне нормально находится. И так, конечно, мы, в принципе, присутствуем во всех системах, во всех бесплатных системах, даже в каких-то квартирных сайтах, планирование отпусков. В общем, где можно присутствовать, мы присутствуем везде. Пусть это 1 человека в год принесёт, но оно же принесёт.
Потом, достаточно большие надежды были на турагентства, которые вот абсолютно никак не оправдываются. На туристические группы, с которыми тоже всё не очень просто оказывается. И в некоторых случая себе дороже брать группы. Иногда пусть лучше пол хостела будет заполнено обычными людьми, чем целиком группой.
Собственно говоря, что группы, что постоянные проживающие, есть ещё один момент, кроме того, что я сказал, с точки зрения экономики хостела или гостиницы, они очень много потребляют. Обычные гости, приехавшие на 2-3 дня, они что, они пошли, погуляли, вернулись в номер, поспали, опять ушли. А вот эти, они здесь постоянно. Они здесь готовят, стирают, извиняюсь, в туалет ходят, моются постоянно, свет. То есть с одного такого проживающего затрат раз в 3-4 больше.
Нет, цены мы не повышали, причём, с прошлого года практически те же цены и остались, несмотря на рост курса и так далее. Я, честно говоря… Во-первых, понятно, конкуренция, рынок и всё такое.
Во-вторых, я не вижу просто причин для поднятия цен. Мы не закупаем импортные товары, практически, никакие. Конечно, есть расходники какие-то, бытовая химия, бельё, ещё что-то.
Оборот. Пусть спрос повышается за счёт относительного снижения цен, если в долларовом и евровом эквиваленте пересчитывать. Для иностранцев, например, это очень существенное снижение, потому что ещё вчера мы смотрели, у нас номер стоил 30 евро, уже сегодня курс 80 с чем-то, он стал 20 евро. Разумеется, это ещё какой стимул поехать.
— Иностранцев стало больше приезжать?
— Иностранцев да. В этот год как раз… В прошлом году, когда вся эта политическая ситуация была, действительно стало меньше вплоть до того, что у нас там постоянные клиенты из Турции звонили и говорили: «Ребята, а что, правда у вас война?» «В смысле?» «Но у нас в новостях показывают, что Россия воюет с Украиной, мы боимся к вам ехать, у вас там стреляют». И, в общем, причём, это образованный человек, профессор.
— Верят?
— Верят, верят. Поэтому да, в прошлом году иностранцев стало резко меньше, а в этом году всё вернулось, всё обратно. В общем, люди всё-таки тоже интернет почитывают, видят, что всё-таки здесь не стреляют.
— Кто в основном к вам едет?
— В основном молодой и средний, естественно. Хотя иногда встречаются, приезжает совершенно феноменальный пожилой народ.
По составу, естественно, зимой больше наших соотечественников, летом в среднем больше всё-таки иностранных. А по социальному, если так смотреть, то чем дальше сейчас, тем больше людей, считающих деньги. Если раньше это больше считалось бюджетный вариант, то сейчас уже нет, в общем, приезжают люди вполне понимающие, куда и зачем они едут, что они могут сэкономить на жилье и надо ли им платить, как в Европе 100-150 евро за номер, когда можно его, в общем-то, получить за 20-30.
Конечно, скидки мы даём постоянным гостям, но, в первую очередь, возвращаются, конечно, просто потому, что нравится. Особенно те, кто успели какие-то альтернативы посмотреть, попробовать, вот все возвращаются.
У нас, например, есть китайцы, регулярно приезжающие, привозящие группы. И хотя мы с ними периодически поругиваемся, потому что у китайцев есть своя специфика в поведении, тем не менее, всё равно они приезжают исключительно сюда, хотя мы уже и цены для них делаем повыше даже, чем обычно, всё равно едут сюда, потому что нравится.
Не только здесь, а вообще в разных своих предприятиях я всегда придерживался такого правила, что начальником надо быть строгим, но постоянно не забывать о том, что все живые люди, всем приятные какие-то, добрые дела.
Человек запоминает, если ты будешь добрым, лилейным всю жизнь, вдруг случился какой-то косяк, ты у-у-у… И все скажут: «Фу, какой плохой начальник. Злой и нехороший». А если ты всё время ровно строго и периодически что-то делаешь доброе и хорошее, сотрудники: «Какой хороший человек». Как в известном анекдоте про дедушку Ленина «Какой добрый человек, а мог бы и топориком треснуть». Вот как-то так.
Планы. Ну, есть 2 варианта. Есть вариант франшизный, по созданию сети, в принципе, как раз этим вариантом занимаемся. И возможно собственное открытие где-то по стране. Это уже ближе к упомянутому чемпионату мира, сейчас всё-таки не та экономическая ситуация, чтобы кроме Москвы и Питера где-то еще открываться.
В общем, совет простейший. Я о нём уже не один раз упоминал: делайте, как для себя. Это не только в хостельном, это в любом абсолютно бизнесе. Делайте так, чтобы, будучи клиентом, вам хотелось получать эту услугу, этот товар и так далее. Вот этим всё решается.

Открыть хостел
Интервью с создателем «Другого хостела»