Внутренний туризм в России вырос почти на треть

 

В этом году россияне предпочитают отдыхать на родине. Продажи турпутевок за границу резко упали, а вот в секторе внутреннего туризма заметный рост. В правительстве готовы поддержать волну энтузиазма как финансами, так и новыми законами.

Если вы слышите об импортозамещении, то в первую очередь думаете о промышленности или сельском хозяйстве, но есть и еще одна отрасль, где отечественное может составить конкуренцию импортному. Это — туризм, и его потенциал подтверждает статистика.

В прошлом году внутренний туризм вырос почти на треть: 41,5 миллион человек отправились в путешествие по родным просторам. Динамика выше прогнозов: официальный ориентир в 40 миллионов человек был установлен только на 2018 год.

В этом году подъем продолжится. Уже сейчас туроператоры отмечают прирост в 40 % по некоторым направлениям. Подъем энтузиазма подпитывает слабеющий рубль. По сравнению с прошлым годом курс доллара вырос примерно в два раза. В итоге многие россияне решили отказаться от поездок за границу. За первое полугодие общий спрос на заграничные путевки упал на ту же треть.

Пострадали даже такие любимые среди наших туристов направления, как Египет или Турция. Число поездок в популярную Грецию снизилось наполовину, а самые большие туристические потери понес Тунис.

Кто-то из россиян вообще предпочел провести отпуск дома, но другие меняли маршруты, изучая карты Крыма, Краснодара и Кавказа. Поддержать отечественные туристические центры решили и в правительстве. Специально для этого разработано два новых законопроекта. Первый уже внесен на рассмотрение в Думу. Он дает право работодателям включать в себестоимость своей продукции расходы на отдых сотрудников. А если силу закона получит второе предложение, россияне смогут рассчитывать на налоговый вычет не только за покупку жилья и медицинских услуг, но и за путевки по внутренним туристическим маршрутам.

Закон законом, но российские курорты пока не слишком-то готовы к наплыву туристов — подкачала инфраструктура. Тут требуется серьезная модернизация.

Владимир Каганер, генеральный директор TEZ TOUR:

«Гораздо лучшего оставляет желать сервис на сегодняшний день, потому что наш турист уже достаточно требователен. Он побывал за границей не раз, он понимает уровень сервиса, он требует за заплаченные деньги такой же сервис и у нас, и не понимает почему должна быть разница.»

Уже несколько лет в России действует федеральная программа по развитию туризма. Средства выделяют Москва, регионы, а также внебюджетные фонды. Кризис правда внес свои поправки: общий объем программы сократился более чем в два раза, до 139,5 миллиардов рублей. Но число ее участников растет. Только в прошлом году велись работы по строительству 50 инфраструктурных объектов более чем в 20 регионах. Еще 60 проектов в 39 субъектах включены в реестр перспективных инвестиций. Кроме того, серьезным толчком к развитию туризма и туристической среды станет предстоящий в 2018 году Чемпионат мира по футболу.

Пример уже есть. Российский Сочи расцвел после Олимпиады, но король спорта сулит куда большие призы, ведь Чемпионат мира пройдет сразу в нескольких городах России, и все они получают шанс на обновление. Общие расходы на проведение турнира превышают 664 миллиарда рублей, причем самые большие суммы идут вовсе не на стадионы, а на транспортную инфраструктуру. Этим стройкам отведено почти 337,5 миллиардов рублей.

Наконец, еще один источник средств для туристической отрасли — иностранные путешественники. В прошлом году число гостей из-за рубежа чуть сократилось. Сказались разговоры о санкциях и напряженность в отношениях с Украиной. Но с начала этого года тенденция изменилась. Опять-таки свою пользу сыграл слабый рубль. Для жителей стран с евро и долларом стало выгодно приезжать в Россию, и многие поспешили воспользоваться этой возможностью. В лидерах Китай — за первое полугодие с нашими достопримечательностями вживую ознакомились больше 200 тысяч туристов из Поднебесной. На втором месте — Германия, далее идут Турция, США и Израиль.

Сергей Корнеев, заместитель Руководителя Федерального агентства по туризму:

«Очень интересно, особенно интересно для нас Таиланд и Турция. Мы всегда их воспринимали как странами-реципиентами, как странами, куда активно ездят российские туристы, но сейчас мы видим, что и обратный поток глобально растет: с Турцией у нас безвизовый режим в двухстороннем порядке установлен, и несколько лет назад, когда это произошло, рост был 25% — такой взрывной, как всегда после либерализации визовых взаимоотношений. Потом он был стабильно высоким, но сейчас это очень хороший показатель.»

Итак, российским туристическим центрам все карты в руки. Есть помощь государства, есть благоприятные внешние условия, есть интерес путешественников. Главная задача для наших регионов — напомнить миру, что Россия — это не только Москва и Санкт-Петербург.